Перспективы развития производства строительных материалов в России до 2020 г.

Отдельные показатели Росстат публикует, но рассчитывать на серьезный анализ с их помощью нельзя. К предприятиям, производящим строительные материалы, изделия и конструкции, отнесены производства, включенные в раздел С — «Добыча полезных ископаемых» (код 14 — добыча прочих полезных ископаемых в части природного сырья для производства стройматериалов) и раздел Д — «Обрабатывающие производства» (код 26 — производство прочих неметаллических минеральных продуктов в части производства стекла, керамической плитки, изделий строительной керамики, кирпича, цемента, извести, гипса, изделий из бетона, гипса и цемента, изделий из природного камня, тепло-и звукоизоляционных минераловатных материалов и изделий).

Отсюда вывод, что промышленности строительных материалов как самостоятельной отрасли не существует.

Вопросы производства и потребления строительных материалов, изделий и конструкций в настоящее время отнесены к компетенции Министерства регионального развития РФ, но фактически в аппарате министерства ими занимаются 2—3 специалиста. Этих сил на федеральном уровне явно не достаточно.

В строительных комплексах субъектов Российской Федерации положение аналогичное. Во властных региональных структурах вопросами производства и потребления строительных материалов, изделий и конструкций поручено заниматься 1—2 специалистам. При этом очень часто эти функции не являются основными.

Отраслевые научно-исследовательские институты переживают далеко не лучшие времена, и судьба многих пока не ясна.

В то же время предприятия строительных материалов постоянно наращивают объемы производства.

Показатели выпуска ряда строительных материалов с начала 2008 г. приведены в табл. 1.

Следует обратить внимание, что топливно-энергетические ресурсы, от которых во многом зависит производство строительных материалов, развиваются совсем другими темпами (табл. 2).

Данные табл. 2 показывают, что производственным предприятиям пора серьезно задуматься о переходе на энергосберегающие технологии.

Таблица 1

Вид строительного материала
   

Январь-апрель
2008 г.
   

Январь-апрель
2008 г.
в %
к январю-апрелю
2007 г.
   

Апрель
2008 г.
в %
к апрелю
2007 г.
   

Апрель
2008 г.
в %
к марту
2008 г.

Обрабатывающие производства

Плитки керамические для полов, млн м2
   

23,1
   

106,1
   

101,2
   

106,4

Кирпич строительный, млрд усл. шт.
   

4,1
   

110,5
   

101,1
   

110,7

Цемент, млн т
   

16,6
   

102,5
   

116,2
   

102,1

Конструкции и изделия сборные железобетонные,
млн м3
   

9,6
   

111,2
   

105,2
   

109,1

Блоки и камни мелкие (без блоков из ячеистого бетона), млн усл. шт.
   

137
   

136
   

118,1
   

117,3

Блоки крупные стеновые (включая бетонные блоки стен подвалов),
млн усл. шт.
   

391
   

111,2
   

105
   

111,4

Панели и другие конструкции для крупнопанельного домостроения, млн м2 общей площади
   

2,5
   

110,3
   

100,6
   

106,7

Добыча полезных ископаемых

Мука известняковая и доломитовая для известкования кислых почв, тыс. т
   

170
   

61,9
   

186,4
   

66

Асбест (0-6-й групп), тыс. т
   

330
   

108,7
   

100,4
   

101,5

Таблица 2


Вид энергетического ресурса
   

Январь-апрель
2008 г.
   

Январь-апрель
 2008 г.
в %
к январю-апрелю
2007 г.
   

Апрель 2008 г. в %
к апрелю
2007 г.
   

Апрель 2008 г. в %
к марту 2008 г.

Добыча полезных ископаемых

Уголь, млн т
   

111
   

113
   

89,9
   

106,6

Нефть добытая, включая газовый конденсат, млн т
   

161
   

99,3
   

96,4
   

99,7

Газ горючий природный (естественный), млрд м3
   

234
   

101,3
   

95,6
   

101,4

Обрабатывающие производства

Первичная переработка нефти, млн т
   

77,6
   

100,2
   

88,7
   

104,5

Бензин автомобильный, млн т
   

11,5
   

98,4
   

86,5
   

100,2

Дизельное топливо, млн т
   

22,5
   

97,4
   

84,9
   

103,4

Мазут топочный, млн т
   

22
   

98,9
   

84,1
   

106,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Электроэнергия, млрд кВт-ч
   

374
   

101,5
   

89,2
   

104,6

В настоящее время практически постоянно в СМИ публикуются тревожные прогнозы, которые высказывают эксперты, бизнесмены и руководители регионов страны по возможному дефициту ряда основных видов строительных материалов. Напомним, что это также прогнозировал Госстрой России, когда были подготовлены и вынесены на обсуждение в 2002—2003 гг. «Основные направления развития промышленности строительных материалов на период до 2010 года». Этот документ должен был стать рекомендацией для организаций и учреждений строительного комплекса, предпринимателей и потенциальных инвесторов по приоритетам в инновационной и инвестиционной сферах промышленности строительных материалов. Однако практически готовый к подписанию документ не был принят в связи с отставкой Правительства России в феврале 2004 г.

В последние годы спрос на рынке строительных материалов продолжает стимулировать повышенный интерес коммерческих структур к производству строительных материалов, изделий и конструкций. Появился интерес к проблемам отрасли у руководства Минрегионразвития РФ. В декабре 2007 г. при Департаменте регулирования фадостроительной деятельности была создана рабочая фуппа по подготовке проекта Долгосрочной стратегии развития производства строительных материалов, изделий и конструкций на период до 2020 г. (Стратегии). Было рассмотрено несколько вариантов Стратегии. За основу для дальнейшей работы был принят проект, подготовленный группой в составе: Баринова Л.С., Куприянов Л.И., Коляда СВ. В настоящее время в документ вносятся коррективы по итогам выполнения за 2007 г.

Стратегия предназначена:

    — определять приоритетные направления развития производства основных видов стройматериалов и пути их реализации;

    — быть концептуальной основой для государственно-частного партнерства по вопросам развития производства продукции удовлетворения потребности в ней капитального строительства, ремонтно-эксплуатационных нужд и торговой сети;

    — обеспечивать согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти различных уровней, коммерческих структур, задействованных в отрасли, и естественных монополий при решении задач по развитию производства стройматериалов;

    — служить основой для принятия решений на государственном уровне по разработке целевых программ развития строительного комплекса в целом и производства стройматериалов в частности.

В Стратегии рассматриваются только основные (базовые) строительные материалы и изделия, от наличия которых в первую очередь зависит возможность увеличения объемов строительства, в том числе и жилищного.

При разработке были использованы Методические рекомендации Минэкономразвития России по разработке стратегий развития отдельных отраслей промышленности. В качестве системной проблемы производства и потребления стройматериалов в Российской Федерации принят наметившийся дисбаланс между растущими объемами потребления стройматериалов и объемами их производства, обусловленый рядом факторов:

    — отставанием в разработке необходимой градостроительной документации и долгосрочных перспективных планов социально-экономического развития регионов и Российской Федерации в целом;

    — высоким уровнем физического износа основных фондов при низком техническом уровне оснащения производств и невысокой производительности труда на многих предприятиях;

    — низкой инновационной активностью предприятий стройматериалов;

    — значительной зависимостью от цен на продукцию и услуги естественных монополий (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром»), а также отсутствием достаточного количества специализированного подвижного состава (ОАО «РЖД»), особенно в период сезонного увеличения спроса на стройматериалы;

    — длительностью процедур прохождения согласований на технические условия;

    — отсутствием достаточных объемов собственных средств предприятий стройматериалов и сложностью доступа к заемным источникам финансирования;

    — отставанием в проведении геолого-разведочных работ на прирост и пополнение разведанных запасов природного сырья;

    — отсутствием у потенциальных инвесторов гарантий приобретения права пользования земельным участком, необходимым для освоения недр по приобретенной лицензии;

    — низкой степенью самообеспечения строительных комплексов субъектов Российской Федерации необходимой номенклатурой стройматериалов;

    — неэффективностью существующей нормативной правовой базы для создания условий по использованию в качестве сырья при производстве стройматериалов техногенных отходов смежных отраслей экономики;

    — отсутствием единой государственной научно-технической политики в сфере производства стройматериалов;

    — нехваткой инженерно-технических кадров и рабочих среднего звена.

В качестве сценарных условий для расчетов по определению потребности в основных видах строительных материалов в Стратегии приняты показатели инвестиционной деятельности из проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., разработанного Минэкономразвития России. Для этого использован анализ объемов инвестиций в основной капитал и определение их взаимосвязи с объемами потребления основных видов строительных материалов («удельное потребление» строительных материалов на единицу инвестиций, или «насыщенность» инвестиций строительными материалами). В расчетах условно принято, что в общей потребности в стройматериалах нужды ремонтно-эксплуатационных работ и торговли в прогнозируемом периоде будут расти теми же темпами, что и в капитальном строительстве. Все показатели рассмотрены в трех вариантах сценарных условий развития экономики Российской Федерации — инновационном, энергосырьевом и инерционном. В качестве основного в конечных расчетах принят наиболее сложный, жесткий инновационный сценарий.

Таким же образом определена потребность в основных видах стройматериалов и подготовлены предложения по необходимому приросту в 2008—2020 гг. их производственных мощностей в разрезе федеральных округов.

Региональная структура потребления строительных материалов на перспективу, а также объемы инвестиций в основной капитал требуют более детального изучения и проведения отдельной программной проработки в федеральных округах, и особенно по субъектам Российской Федерации.

При разработке таких программ следует особое внимание сосредоточить на:

    — инфраструктурном обеспечении размещения предприятий;

    — координации региональных программ и инвестиционных проектов с программами развития генерирующих мощностей и сетей естественных монополий:

    — регулировании через тарифные соглашения цен на продукцию и услуги естественных монополий при создании новых производственных мощностей по выпуску стройматериалов;

    — ограничении рентабельности монополий при формировании тарифов на газ, электроэнергию и услуги железнодорожного транспорта, поставляемые предприятиям стройматериалов;

    — эффективном использовании земельных ресурсов и стимулировании геологических исследований в целях повышения объемов воспроизводства сырьевой базы предприятий промышленности стройматериалов;

    — создании на федеральном и региональном уровнях программ по разведке и разработке новых и использованию существующих месторождений полезных ископаемых для производства промышленности стройматериалов с обеспечением их необходимой инфраструктурой (строительство железных дорог, дополнительный выпуск подвижного состава, специального автотранспорта и т. д.);

    — территориальном размещении мощностей по производству основных видов стройматериалов и важнейших инвестиционных проектов, имеющих межрегиональное значение;

    — кадровом обеспечении предприятий по выпуску стройматериалов.

В качестве критериев разрешения системной проблемы определены:

    I. Отсутствие дефицита на рынке основных строительных материалов.

    II. Повышение технологического и технического уровня отечественных предприятий и их продукции.

По первому критерию в качестве индикатора принято доведение производства (потребления) основных видов строительных материалов до расчетных объемов. В частности, предусматривается достигнуть уровня производства к 2020 г.: цемента — 194 млн т; стеновых материалов — 62 млрд шт. усл. кирпича; сборных железобетонных конструкций и изделий — 104 млн м3; нерудных строительных материалов —1,38 млрд м3 и др.

Для этого за период 2008—2020 гг. необходимо ввести дополнительных производственных мощностей по выпуску строительных материалов: цемента — 143 млн т; стеновых материалов — 49 млрд шт. усл. кирпича; сборных железобетонных конструкций и изделий — 79 млн м3; нерудных строительных материалов — 1,22 млрд м3 и др. Также необходимо сохранить к 2020 г. долю отечественного производства цемента, сборного железобетона, нерудных материалов, строительного кирпича в структуре их потребления на отечественном рынке в размере 98—99% и обеспечить рост доли отечественных мягких кровельных материалов, волокнистых теплоизоляционных материалов и листового стекла до 95—97%.

К 2020 г. на душу населения должно производиться до 1,36 т цемента; 435 шт. стеновых материалов; 0,73 м3 сборных железобетонных конструкций и изделий; 9,71 м3 нерудных строительных материалов.

По второму критерию в качестве индикаторов приняты следующие показатели:

    — снижение степени износа основных фондов к 2020 г. до 25%;

    — доведение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов при производстве цемента до мирового и европейского уровня (топлива до 120 кг усл. топлива/т клинкера, электроэнергии до 103 кВт-ч/т цемента);

    — увеличение объемов использования вторичных ресурсов и крупнотоннажных отходов смежных отраслей промышленности при производстве строительных материалов.

Для достижения указанной цели Стратегией предусматривается решить следующие задачи.

Задача 1. Техническое перевооружение и модернизация действующих, а также создание новых энергоресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств.

Задача 2. Повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий по производству строительных материалов. В качестве целевого показателя решения задачи принят рост объема произведенной инновационной продукции к общему объему произведенной продукции с 2% в 2006 г. до 30% в 2020 г.

Задача 3. Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы для промышленности строительных материалов. В качестве целевого показателя решения задачи принят прирост запасов природного сырья для производства (по планам МПР России и Роснедр) и рост доли использования вторичных ресурсов при производстве цемента до 25%.

Задача 4. Организационно-структурное развитие промышленности строительных материалов. В качестве целевого показателя решения задачи намечено обновить не менее 600 национальных стандартов на строительные материалы.

Реализацию Стратегии предусматривается осуществить в три этапа: 1 этап — 2008—2010 гг., 2 этап — 2011-2015 гг., 3 этап - 2016-2020 гг.

Ожидаемым результатом от реализации Стратегии является полное обеспечение потребности страны в основных видах стройматериалов соответствующего уровня качества, необходимых для освоения объемов инвестиций, определенных по инновационному сценарию развития проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., а также для реализации задач, содержащихся в приоритетных национальных проектах.

Учитывая, что решение вопросов развития промышленности стройматериалов не нашло отражения ни в одной из действующих федеральных целевых программ, Стратегией предусматривается реализовать комплекс приоритетных обеспечивающих мероприятий по следующим направлениям:

    — по правовой и экономической государственной поддержке создания новых и модернизации действующих предприятий промышленности стройматериалов, включая подготовку предложений по внесению изменений в Федеральный закон «О недрах», Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, касающиеся повышения эффективности воспроизводства минерально-сырьевой базы, в федеральные законы «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие нормативные правовые акты, направленные на повышение административных мер за неиспользование и накопление техногенных отходов, совершенствование налогового и бюджетного законодательства, подготовку постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по развитию производства строительных материалов, изделий и конструкций в регионах Российской Федерации на период до 2015 года» и др.;

    — по созданию механизмов государственно-частного партнерства при организации новых и модернизации действующих предприятий промышленности стройматериалов, в том числе направленных, на государственное соинвестирование социально и экономически значимых для регионов инвестиционных проектов, развитие концессионных принципов партнерства с коммерческими организациями, создание федеральных и региональных программ по государственной поддержке геологического изучения, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых, координацию программ развития производства строительных материалов с инвестиционными программами развития мощностей естественных монополий и др.;

    — по государственной поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания новых высокоэффективных технологий с разработкой мер по государственной поддержке развития потенциала отраслевой научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы строительной отрасли;

    — по поддержке развития отечественного машиностроения для промышленности стройматериалов, включая подготовку постановления Правительства Российской Федерации о мерах по созданию отечественного машиностроения на уровне передовых мировых аналогов оборудования для производства строительных материалов, изделий и конструкций на период до 2015 г.;

    — по формированию системы образования специалистов всех уровней для предприятий промышленности стройматериалов.

В материалах Стратегии учтен опыт работы Комиссии по развитию рынка доступного жилья при Совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте Российской Федерации.

Анализ работ по реализации пилотных проектов, сопровождаемых Комиссией, показывает, что одним из основных сдерживающих факторов при создании новых производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций является несогласованность положений Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О недрах» в вопросах предоставления земельных участков для производственных нужд.

Статья 11 Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливает, что лицензия на добычу полезного ископаемого выдается только при наличии согласия собственника земель на предоставление земли для целей недропользования. Однако в ходе проведения региональными либо федеральными органами государственной власти аукционов на право пользования недрами между инвесторами, желающими организовать добычу природного сырья, имеют место случаи, когда после подведения итогов аукциона собственники (арендаторы) земельного участка над месторождением отказываются от предварительного согласия в предоставлении (уступки) земель для целей недропользования или запрашивают за него завышенную цену, при которой дальнейшее развитие проекта по освоению участка недр становится заведомо неэффективным. Часто имеет место ситуация, когда потенциальный инвестор, имея планы по строительству в регионе нового предприятия, участвует в аукционе, оплачивает получение лицензии на право пользования недрами, но при этом не имеет в дальнейшем гарантии на предоставление землеотвода. Можно привести большое количество таких примеров.

Аналогичные проблемы возникают также в ходе модернизации предприятий при необходимости получения отводов земельных участков для обеспечения их дополнительной инженерной инфраструктурой (газом, электроэнергией, железнодорожным транспортом), а также выделение новых горных отводов на разрабатываемых месторождениях природного сырья.

В целях создания благоприятных условий для дальнейшего развития производства строительных материалов Комиссией был выработан ряд предложений по внесению изменений в законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации в части выделения земельных участков под строительство (развитие) производственных мощностей и в части обеспечения прозрачности процедур доступа к месторождениям полезных ископаемых для предприятий строительных материалов.

Наряду со сдерживающими факторами по вопросам недропользования к основным проблемам также относятся вопросы обеспечения строящихся предприятий инженерной инфраструктурой (объектами газоснабжения, электроснабжения, коммунальной сферы, автомобильного и железнодорожного транспорта, включая наличие и подачу потребителям специализированного подвижного состава).

Выявленные Комиссией основные проблемы развития предприятий по производству строительных материалов можно объединить в две группы.

Первая группа включает вопросы макрорегулирования, а именно: законодательные проблемы приобретения прав на земельные участки; таможенное регулирование импорта оборудования для предприятий строительных материалов, для создания современных производственных мощностей по выпуску отечественного оборудования, а также для непосредственного регулирования импорта самих строительных материалов; возможности привлечения средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и Банка развития.

Ко второй группе следует отнести вопросы координации процедур получения разрешений (технических условий): на присоединение к электрическим и газораспределительным сетям и к объектам коммунальной инфраструктуры; на примыкание к железнодорожным путям общего пользования.

Достаточно сказать, что суммарные расходы на подключение к инженерной инфраструктуре и развитие транспорта по рассматриваемым пилотным проектам составляют 13% от суммы их сметных стоимостей. Этот вопрос вызывает тревогу, особенно в связи с принятыми масштабными документами, такими как Генеральная схема размещения объектов энергетики до 2020 г., Стратегия развития транспорта на долгосрочную перспективу и др.

Решение этих задач во многом будет зависеть от готовности предприятий строительных материалов, изделий и конструкций обеспечить выпуск необходимого количества и качества своей продукции.

В строительстве и производстве строительных материалов, изделий и конструкций насчитывается более 40 союзов, ассоциаций, партнерств. Их деятельность в том числе должна быть направлена на выработку и продвижение в органах исполнительной власти необходимых предложений по развитию производства продукции.

Хотелось бы надеяться, что основные идеи и показатели, заложенные в проект Стратегии, войдут в итоговый документ, который Минрегионразвития РФ намерено представить в Правительство Российской Федерации.

С.В. КОЛЯДА, старший консультант экспертной группы
Комиссии по развитию рынка доступного жилья
при Совете по реализации приоритетных национальных проектов
и демографической политике при Президенте Российской Федерации


Журнал "Строительные материалы" №июль 2008 г.   27.10.2008

Copyright 2006 ЗЖБИ-500     Карта сайта
Реклама на сайте
лучше пластиковые окна |