Переход от системы лицензирования строительной деятельности в российской федерации к институту саморегулируемых организаций

Данная система вводится для реализации следующих задач:

   1.
      установление механизма имущественной ответственности изыскательских, проектных и строительных организаций за ущерб, причиненный гражданам и организациям в процессе выполнения работ, в том числе через систему страхования;
   2.
      исключение возможности предоставления права работы на рынке организациям, не отвечающим минимальным требованиям по квалификации персонала и материально-технической базе;
   3.
      усиление контроля за деятельностью организаций самим строительным сообществом;
   4.
      внедрение новых современных строительных стандартов силами самих саморегулируемых организаций;
   5.
      устранение коррупции при предоставлении права входа на рынок.

Начало внедрения института саморегулирования в строительстве положил Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон принят в развитие Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 1.12.2007 г. № 315-ФЗ, устанавливающего общие правила саморегулирования в любой отрасли.

В Градостроительный кодекс введена новая глава 6.1, которая называется «Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства». Также данным законом внесены изменения в законодательство о лицензировании, о некоммерческих организациях, о саморегулируемых организациях.

Согласно данному закону, с 1 января 2009 года прекращается выдача лицензий па строительство и проектирование, а с 1 января 2010 года прекращают действовать рапсе выданные лицензии. Вместо лицензий будут выдаваться свидетельства о допуске к видам работ, влияющим па безопасность объектов капитального строительства. Получить такие свидетельства можно будет только в саморегулируемых организациях, в зависимости от вида работ.

Законом предусмотрено создание только трех видов саморегулируемых организаций, осуществляющих:

   1.
      инженерные изыскания;
   2.
      подготовку проектной документации;
   3.
      строительство.

Для приобретения статуса саморегулируемой организации необходимо соответствовать ряду требований, установленных в Градостроительном кодексе.

Основные требования, в зависимости от вида саморегулируемой организации, — статус некоммерческой организации в форме некоммерческого партнерства, определенное количество участников и взнос в компенсационный фонд:

    *
      по строительству — не менее 100 строительных организаций (взнос от 30 до 100 млн рублей, в зависимости от выбранной схемы);
    *
      по проектированию — не менее 50 организаций (взнос от 7,5 до 25 млн рублей);
    *
      по инженерным изысканиям — не менее 50 организаций (взнос от 7,5 до 25 млн рублей).

Министерство регионального развития Российской Федерации определено полномочным органом по установлению Перечня видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Ведение Государственного реестра саморегулируемых организаций и осуществление надзора за ними выполняет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29-09.2008 г. № 724 были утверждены Правила ведения государственного реестра саморе1ули-русмых организаций.

Приказом от 9Л2.2008 г. № 274 Министерство регионального развития Российской Федерации утвердило Перечень видов работ.

Таким образом, в России сформирована минимально необходимая нормативная база для перехода от системы лицензирования к институту саморегулирования в строительстве.

По состоянию на 15 мая 2009 года в Государственном реестре саморегулируемых организаций зарегистрировано 8 организаций.

В области инженерных изысканий — 1 организация:

   1.
      некоммерческое партнерство содействия развитию инженерно-изыскательской деятельности Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» (НП «АИИС»).

В области проектирования — 2 организации:

   1.
      некоммерческое партнерство «Межрегиональное объединение проектных организаций специального строительства» (НП «МО-ОСС»);
   2.
      некоммерческое партнерство «Гильдия архитекторов и проектировщиков (СРО)».

В области строительства — 5 организаций:

   1.
      некоммерческое партнерство «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» (НП «МООСС»);
   2.
      некоммерческое партнерство «Межрегиональное объединение строителей» (НП «МОС»);
   3.
      некоммерческое партнерство «Объединение строителей Санкт-Петербурга» (НП «Объединение строителей СПб»);
   4.
      некоммерческое партнерство «Алтайские строители» (НП «АС»);
   5.
      некоммерческое партнерство «Региональное объединение организаций строительного комплекса «Строители Воронежской области» (НП «Строители Воронежской области»).


Журнал "Инженерные изыскания" №5, 2009   10.07.2009

Copyright 2006 ЗЖБИ-500     Карта сайта
Реклама на сайте
Подробнее о получении допуска СРО на сайте. |